Почти не спойлерно, однако на всякий случай прячу под кат.
Давос СивортНелегко облечь мысли в слова, когда хочешь рассказать о любви к тем, кто приходит незаметно, незваным, и медленно, исподволь, с превеликим трудом отвоевывает уголок в твоем сердце. Я говорю о героях книг (хотя в жизни таких людей тоже немало, пусть и меньше, чем хотелось бы). И пусть этот герой не блещет на политической арене, не выделяется полководческим талантом, особыми воинскими умениями, способностью очаровывать собеседников, или излишней ученостью… Он хранит верность даже тогда, когда это может повлечь за собой лавину неприятностей, когда это смертельно опасно или просто глупо.
Давос, из множества характеров, представленных в пятикнижии, представляется мне самым «живым» героем – во многом благодаря тому, что его образ начисто лишен как напускного благородства (которое, на поверку, и ломаного гроша не стоит), так и хитрости, расчетливости и прочих качеств, являющихся в Вестеросе залогом выживаемости.
Давос не так прост как кажется (можно еще порассуждать о параллелях с другим героем Мартина – Дунком), предан своему королю до самоотречения и честен. За трогательную эту верность жизнь раз за разом бьет Давоса веслом по голове, а он все никак не утихомирится. Продолжает служить и – чего уж там? – просто быть рядом, когда он нужен. Давос, один из немногих героев в ПЛиО, счастлив в семейной жизни – он искренне любит свою жену, гордится сыновьями и желает им лучшей судьбы, сожалеет о том, что давно не видел младших и волнуется за старших не потому, что они – лишь средство к достижению чего-либо значительного (богатства, славы, влияния при дворе), а потому, что они его плоть и кровь.
Я задумалась вот о чем - отрезание пальцев у многих народов служило знаком траура. А теперь если вспомнить погибших сыновей Давоса... Это я причину со следствием путаю, однако, только никак эту мысль из головы выбросить не могу.
Давос восхищается своим королем, но осмеливается давать ему советы; не лебезит, не заискивает – не умеет толком, да и не нужны Станнису (как и всякий лорд привыкшему к подчинению) подхалимаж и лесть. И ценит Станнис Давоса именно за безоглядную эту готовность пойти за королем в огонь и воду, за правдивые ответы, которые непросто принять, за то, что Давос никогда и ни о чем не просит для себя.
Среди высокородных подлецов, фанатиков и себялюбцев Давос всегда будет чужим. Он по-настоящему хороший человек, хотя и ошибался – и сам это признает. Лучшего соратника нельзя и желать.
Станнис БаратеонКороля, похожего на Станниса, никогда не станет любить простой народ. Станнис прямолинеен, безжалостен к себе и другим (хотя и не отличается склонностью к напрасной жестокости) и мало внимания обращает на родовитость тех, кого приближает к себе. Он упрям (это, кажется, фамильная черта Баратеонов) и, хотя прислушивается к советам, нередко довольно грубо и бесцеремонно затыкает советчикам рты. Станнис готов идти к цели напролом, невзирая на потери, и окольных путей не ищет.
Он прекрасно понимает, что власть - это прежде всего ответственность.
Вряд ли Станнис действительно полагает, что избран, однако ему наверняка очень хочется в это верить – собственная значимость для Станниса – вопрос чрезвычайно неприятный.
Еще одна параллель. Станнис и Мейекар из «Межевого рыцаря».
Холодность и почти болезненно обостренное чувство справедливости – это, по всей видимости, не только результат воспитания, но и особенности характера, заложенные при рождении. Есть у Станниса одно интересное качество – мысленно он перекладывает ответственность на других, виня их в том, что всегда оставался в тени братьев, или делит тяжелую ношу братоубийства с Мелисандрой, или твердит, что жертвоприношение Эдрика Шторма будет угодно Красному Богу… Да он по трупам пойдет, не слишком терзаясь угрызениями совести, будучи непоколебимо уверен в своей правоте. Кстати то, что Станнис Давосу самолично отрубил пальцы, много говорит о его характере. Это так, к слову. Он не склонен к фантазиям, его мир четок, логичен, упорядочен, выстроен по линейке.
Станнис принципиален до невозможности, непреклонен, беспощаден, подозрителен. Негибок совершенно, а дипломат из него - как боевой конь из мула; людей не понимает и не слишком любит - они руководствуются эмоциями и страстями, а Станнис прислушивается к голосу разума. И требует он от окружающих, чтобы они соответствовали высоким стандартам, которые Станнис обосновывать не желает, поскольку свои слабости он уничтожает с той же эффективностью с какой крестьяне выкорчевывают пни с поля.
Станнис балансирует на узкой тропке, на лезвии ножа – он знает, что способен совершать ужасные поступки, однако не дает себе оступиться и потому является настолько интригующим героем. Внутренний конфликт, неудовлетворенность существующим положением вещей, глухая обида на братьев – может не бывших лучше, чем Станнис, но завоевавших всеобщую любовь; расчетливость (не та, что присуща придворным, а скорее та, что похожа на расчетливость генерала, отрезанного от большей части своей армии и запертого врагом на его территории) – не лучшая характеристика для короля. Только вот умение защитить народ не на словах, а на деле – дорогого стоит.
Джейме ЛаннистерПорой (нечасто это случается) появляются герои, которые нравятся с первых строк. Нелепо, бессмысленно, вопреки. Сначала возникает смутная полуосознанная симпатия – весьма странная, если учесть какое место занимает герой в сюжетной канве и что он творит. Потом приходит изумление – рок, принявший человеческое обличье, бьет героя кованым сапогом по ребрам, а он находит в себе силы шутить. И, наконец, восторг – герой выстоял, не сломался, многое переосмыслил; и едва ли не гордость за него.
Достаточно много героев в пятикнижии переживают «второе рождение», однако Джейме стоит особняком. Прежде всего он единственный, кто поначалу представлен был в негативном ключе, а чем дальше – тем больше он стремился сравниться белизной плаща с благородством поступков. Дело не только в отрубленной руке, и не в одной лишь длительной разлуке с сестрой, разлуке, напомнившей ему о том, что он должен думать самостоятельно и заставившей его повзрослеть неожиданно и жестоко. На деле сыграли свою роль великое множество факторов, начиная пленением и заканчивая ролью Кейтилин в освобождении Джейме. И Бриенна, да, куда же без нее. Бриенна, ставшая Джейме настоящим другом – настолько близким, что он спас ей жизнь не потому, что «Ланнистеры всегда платят свои долги». Таким, что он без колебаний отправился вместе с ней в неизвестность.
Есть в Джейме что-то от Сириуса Блэка – веселая безбашенность, позерство, импульсивность, наглость, отчаянная храбрость, нездоровая привязанность к одному, самолично выбранному, человеку, однако Джейме более зрелый, собранный, целеустремленный. И трезво – все относительно, да – оценивает свои поступки. При том Джейме скор на гнев, упрям, и уютней чувствует себя в компании солдат, чем при дворе. А мотив «когда я делаю что-то хорошее, этого никто не ценит» - у Джейме и Тириона общий. Джейме, в отличии от своих родственников, не властолюбив, предпочитает не манипулировать людьми, а ведет их за собой, потому что - ну да, харизма.
Он умеет быть великодушным к достойным врагам, способен прощать, и уважает тех, кто этого заслуживает (читай: тех, кто держится храбро) И на общественное мнение ему все-таки не плевать - клеймо цареубийцы за прошедшие годы не потускнело и не стерлось, что вызывает у Джейме не только недоумение, но и раздражение. Он считает что совершил стоящий поступок - однако его проклинают. За спиной, разумеется, потому что много ли найдется храбрецов, готовых высказать ему обвинения в лицо? Он восемнадцать лет хранил секреты мертвеца, которого сам же и прикончил. И молчал бы еще столько же, если не чрезвычайные обстоятельства.
Джейме ни перед кем не оправдывается. Но нуждается в том, что ему не может предоставить никто – в понимании. И в принятии.
Аша ГрейджойАша упертая очень, но мне нравится ход ее мыслей и то, как расставляет она цели по степени приоритетности, и то, что мышление у нее довольно гибкое (можно еще добавить - прогрессивное). Аша - натура яркая, свободолюбивая, страстная и - что немаловажно - цельная. Она верно оценивает свои возможности, обладает несомненных даром захватывать и удерживать внимание слушателей, она бесстрашна, но, в отличии от того же Виктариона, понимает что между бесстрашием и откровенной глупостью существует заметная разница.
Она здравомыслящая женщина и умеет учиться на чужих ошибках, а также с благодарностью принимает дельные советы. Аша неглупа, есть у нее обаяние и умение дергать толпу за нужные ниточки.
Мне немного странно сознавать, что никого в Королевской Гавани не заботит, кажется, кто сядет на Морской Трон. Или это просто не показали? Семь Королевств захлебнутся в крови, если это будет (уже есть, да) Эурон. Ашу не волнует, кто займет Железный Трон, ей нужен лишь Морской и, в отличии от других претендентов на него, она способна на долговременное планирование (тактика "возьмите свою добычу здесь и сейчас" увы, эффективней).
Бриенна ТартБриенна мне глубоко симпатична. Ее трогательная наивность и такое очень женское смущение кажутся весьма милыми, хотя, казалось бы, этот эпитет в отношении Бриенны употребить нельзя.
Удивительно как она умудрилась остаться столь чистой и неиспорченной - если вспомнить о том, какую жизнь она вела (а женщина-воин в военном лагере, полном мужчин, это, по меньшей мере, любопытно. Можно только гадать сколько фривольных шуток, насмешек и обидных намеков ей довелось услышать).
Бриенна слишком добра и чересчур благородна - как рыцари из легенд - для солдата. Она, что довольно необычно для некрасивого человека, больше внимания обращает на блестящую внешнюю оболочку, которая едва ли может скрыть внутреннюю пустоту - речь о Ренли, разумеется. Я отношусь к нему безразлично, с легким оттенком неприязни, пожалуй, потому могу быть немного пристрастна, однако я не понимаю почему Бриенна в него влюбилась. Какие выдающиеся душевные качества в нем разглядела? Для того же Лораса истинное отношение Ренли к Бриенне не было тайной. Если с Джейме - урок "не суди книгу по обложке и не берись утверждать, что она плоха, пока не дочитаешь до конца", то Ренли... Хотя то, что он все-таки дал Бриенне возможность вступить в его гвардию, показывает, что он лишен обычных для Вестероса предрассудков, а Бриенне было достаточно того, что ее ценят.
Санса СтаркСанса, с учетом специфики ее воспитания, прививаемым ей ценностям и нормам поведения, совсем не дура, какой третий день читаю "обзоры" и узнала много нового ее часто считают. Не всегда то, что она встречала день относительно целой и невредимой, было ее заслугой, но ее бросили в кишащее змеями гнездо - Королевскую Гавань - а она выжила и выбралась из него.
Все, чего Санса, в сущности, желает - это счастье. Она готова стать внимательной и верной женой и, в иных обстоятельствах, из нее вышла бы хорошая хозяйка замка, однако время вспять не повернуть - и к концу пятой книги она, как и Арья, фактически никто. Всего лишь бастард (которых Санса всегда презирала) на птичьих правах живущая в чужом доме и вынужденная соблюдать осторожность в словах и делах. Санса учится, с переменным успехом, принимать то, что дает ей судьба, с благодарностью, но продолжает по-детски надеяться - за следующим поворотом ее не ждет очередное несчастье.
У Мартина каждый герой получает "воздаяние по делам его" и Санса - не исключение. Она становится безразличной к бедам других - чем дальше, чем больше, и как бы это не срикошетило и не ударило по ней в самый неподходящий момент - внезапно и больно. По ходу действия неоднократно упоминалось какая Санса красавица. И мне заранее страшно за нее.
Для меня загадкой осталось то, почему Кейтилин, прекрасно знающая как относится ее дочери друг к другу, не сделала ничего, чтобы их вражду прекратить. Сансе, как более взрослой, стоило сделать первый шаг навстречу Арье.
P.S. Картинки увеличиваются по клику.
Я дочитала "Танец с драконами". Пара слов о понравившихся героях.
Почти не спойлерно, однако на всякий случай прячу под кат.
Давос Сиворт
Станнис Баратеон
Джейме Ланнистер
Аша Грейджой
Бриенна Тарт
Санса Старк
P.S. Картинки увеличиваются по клику.
Давос Сиворт
Станнис Баратеон
Джейме Ланнистер
Аша Грейджой
Бриенна Тарт
Санса Старк
P.S. Картинки увеличиваются по клику.