А на чьей стороне ныне правда? Пусть время рассудит. (с)
1-201. Призрак с Кейтер-стрит - Энн Перри. Вина ли это переводчика или автора, но роман… тусклый. Описания довольно неуклюжи, трагедии не трогают душу, а большинство сюжетных ходов можно угадать наперед.
2. Прах и тень - Линдси Фэй. Одна из десятков (сотен?) историй о Шерлоке Холмсе. Приятный детектив, позволяющий скоротать пару свободных часов.
3. Маленький незнакомец - Сара Уотерс. Бытовуха – это на первый взгляд. Мистика – на второй. «Срез» эпохи, трагедия отдельно взятого человека, беды и радости целой семьи – тривиально? Нет, ни капли.
Очень понравилось. Почему-то книги Уотерс поначалу идут тяжело, но с каждой прочитанной страницей – всё легче и легче.
4. Спираль - Андрей Лазарчук. Автор очень хотел написать трисам, но цензура была против. Но он все равно написал. Зоны нет вообще. Она упоминается, однако… Именно что упоминается.
5. Дети дупликатора - Владимир Васильев. Герои невыразительные (за исключением главных – у тех характер просматривается), боёвка средняя (и тот эпизод у бункера неубедительный!), концовка разочаровывает – стоило ли бежать от судьбы столь долго, чтобы в итоге прийти к такому?
Первая книга была много лучше (или так казалось из-за новизны идеи?)
6. Хранительница тайн - Кейт Мортон. И опять – сквозь призму восприятия много пожившей главной героини читатели видят не только ее жизнь, но и жизнь ее старшей родственницы (в данном случае – матери) – у Мортон этот приём встречается, кажется, в каждой книге. Пишет она просто, но цепляющее, а тайны раскрывает постепенно, подогревая читателя переворачивать страницы. Отличный роман для долгих зимних вечеров.
7. Садовые чары - Сара Эдисон Аллен. Женский роман, первые полсотни страниц удачно маскирующийся под городкое фэнтези. Полный наборник клише: тиран-муж, загадочный сосед, а в конце – свадьбы (дети-подарки прилагаются). Несколько скрашивают однообразность повествования причудливые рецепты, но «один из самых ярких и волшебных романов последних лет» - бесстыдное преувеличение.
8. Ласточки - Лиа. А. Флеминг. Роман не потерял своего очарования, даже несмотря на диалоги, словно взятые из мексиканских сериалов девяностых – ах, эта патетика, бури в стакане воды, и непременный хэппи-энд для правильных героев! Образ Англии пятидесятых годов прошлого века воссоздан не со скурпулезной точностью, но с большим вниманием к деталям.
9. Фонарщик - Энтони О'Нил. История о «дьяволе в себе», полная недомолвок, загадок и крайне любопытных теорий. Нестандартный взгляд на привычные вещи. Ближе к финалу повествование, до того текущее ровно и неспешно как река, всё ускоряет ход, и не дает ни на секунду отвлечься. Многослойная книга.
10. Американский мальчик (Загадка Эдгара По) - Эндрю Тейлор. Недосказанность (не люблю!) в финале, пара слегка натянутых гипотез в середине, но в целом – годный исторический детектив с тщательно проработанной атмосферой.
11. Падшие ангелы - Трейси Шевалье. Что мне не нравится в книгах Шевалье – так это оборванные, замершие едва ли не на полуслове истории. Вроде бы всё логично, итоги подведены, пряники розданы – но как-то грустно. Может, мне просто герои полюбились?
12. Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» - Фэнни Флэгг. Что-то в этом есть. Понравилось, но что именно – не могу внятно обьяснить.
13. Урал 2017. Эра безумия - Андрей Орлов. Редко такое говорю, но, увы – напрасно потраченное время.
14. Возвращение Сэмюэля Лейка - Дженни Вингфилд. См. № 12.
15. Два мутанта - Ежи Тумановский. Я люблю книги Тумановского. Не буду говорить про «Клыка» - это повесть поставила вверх тормашками мой мир, и, образно говоря, ударила по голове, заставив задуматься над тем, зачем я вообще существую (мне было семнадцать, когда я перечитала повесть в первый раз, самый восприимчивый возраст).
В общем-то неплохо. Мне нравится «Долг» Тумановского – такой… с перегибами. Ну и то, что в каждой книге у Тумановского есть интересные фишки, которые зачастую достаточно очевидны, но встроить в текст (и органично встроить, между прочим) по «Сталкеру» их раньше никто не догадался. Штык мне как-то не особо близок – он не ходульный, нет, однако достаточно понятный и предсказуемый. Ефим вот приглянулся. Приятный человек. Генералы раскрылись с неожиданной стороны. Ну и Феникс – сволочь, к которой и повернуться спиной боязно, и во врагах его лучше не иметь.
До конца была уверена, что с Палёным разделаются особо изощренным способом, но автор вывернул всё наизнанку (где-то я это уже говорила, да?). Вот Серого так и не смогла пожалеть. Не знаю, почему – вроде бы там и обстоятельства способствовали, но… Нет. Не вышло ему сочувствовать.
Подвиг оставшегося безымянным снайпера поразил. Ну и интрига закручена, а в фальшивых «Ефимах» я едва не запуталась.
16. Темное разделение - Сара Рейн. Много допущений, однако в детективе без них не обойтись. Зато от крутых поворотов сюжета захватывает дух.
17. Ленка-пенка - Сергей Арсеньев. Последние десять страниц я не могла дочитать, наверное, с час. Ревмя ревела. Просто и страшно - о жизни в блокадном Ленинграде. И немного – о том, что было после. Потому что после – оно всегда наступает. Пусть и не для всех.
18. Москва сталкеров - Ольга Чередниченко, Артур Шигапов. Три книги в одной. Больше всего понравился путеводитель – интересно рассказано о скучном, да приправлено юмором и пересыпано легендами – перемешать, не взбалтывать.
19. Живая сила. Дневник ликвидатора - Сергей Мирный. Тот случай, когда название отражает суть, и одновременно столь многогранно, что в это понятие каждый волен вкладывать свой особый смысл.
Эта книга… Не знаю, как оценить её (и стоит ли вообще это делать?) И сужу со своей обывательской точки зрения, позиции человека, для которого чернобыльская авария - скорее историческое событие, чем что-то реальное и неотвратимо близкое. Побольше бы таких книг (и поменьше – трагедий). Замалчивать, умалять значение случившегося, равно как и преувеличивать – нельзя. Правда нужна, да. Ну и что, что у каждого она своя?
20. Ещё один человек - Алексей Штейн. Главного героя первые полкниги хотелось то пришибить лопатой, то бросить на съедение собакам-зомбакам. Но потом произошло удивительное: всё наносное незаметно смылось и из-под маски чёткого пацанчика проглянул неплохой человек. Да что там – хороший.
Когда герои чуть-чуть разминулись (да и едва не перестреляли друг друга) – готова была локти кусать, потому что ну как же вот так, разъедутся и всё?! Но концовка воздала сторицей за все волнения (и героев, и меня-читателя).
21-4021. Наши все дома! - Макс Петров.
22. Мы - будем жить! - Макс Петров. Если не считать предложений вроде «…обойтись коробом из стального листа, но не просто навешанных на каркас и друг на друга листов, как мы динозавров лепили, а пространственной "коробочкой", образующей жёсткий профиль с углами-рёбрами и крепежом для сочленения его с обшивкой - сталью и алюминием через прослойку резины», которые мне приходилось перечитывать по два раза, чтобы понять, то вполне на уровне – для литературы такого рода точно. Автор, конечно, не изобретает велосипед (достаточно однообразна «мародёрка» героев на фоне зомбоапокалипсиса, хотя идея с «крылом» интересна), зато вся техническая абракадабра выглядит внушительно. Жизнеутверждающие книги вышли, хотя автор и считерил – никто из главных и второстепенных героев не умер. Ну на это как бы названия намекают. )))
23. Теперь ты меня видишь - Шэрон Болтон. Не слишком напряженный, не самый непредсказуемый, но довольно жестокий (графическое насилие уровня энце в кадре) детектив. Впрочем, главная интрига – личность «Потрошителя двадцать первого века» сохраняется почти до конца.
24. Вглядись в его лицо - Лиза Скоттолини. Сюжет отдает даже не голливудщиной, а болливудщиной. Счастливый конец – приторные блинчики, политые кленовым сиропом, – присутствует.
25. Остальное – судьба - Михаил Успенский. Сначала не слишком понравилось: и сюжет-то мудрёно-кручёный (в том смысле, что не поймешь толком, кто и чего), и Зоны почти не видно (и странная она – один «Сталкербанк» чего стоит), да и вообще – кто главный герой-то? Где штампики, штампы и штампищи (которые читатели и любят и ненавидят, и без которых осмеливаются писать немногие авторы)? Но потом… Положительно прекрасно. Или это мне просто в настроение книга попала?
Цитата: «…Опус мой забудут на следующий день. Против лома нет приёма: в одно ухо влетает, в другое вылетает. Но я всё-таки буду писать об этом, об этих простых вещах. Снова и снова. О чести, о совести, о милосердии».
И пишет ведь! Душевно так, без морализаторства – каждый вправе выводы самостоятельно делать, никто готовые ответы на блюде с голубой каёмочкой не принесёт.
«... Стал человеком — везенье,
А всё остальное — судьба…»
И книга, в общем-то, именно про то, как быть человеком.
P. S. Того, кто писал аннотацию – на мыло!
26. Живые и взрослые - Сергей Кузнецов. Люблю книги про загробный мир. И книги про подростков. Ну а когда это, что называется, в одном флаконе – то вообще замечательно. Поднимаются в книге совсем недетские проблемы, а многое способен понять только взрослый человек (кое-что осталось неясным и для меня, всё же я – не ровесница автора), а финал очень неоднозначный. Потому что выбор, который только предстоить сделать героям… Ну как выбрать-то, если и там, и там, свои плюсы и минусы?
И верится, что герои всё-таки пойдут по правильной дороге. Потому что они уже (ещё?) живые, а совсем скоро станут и взрослыми.
27. Географ глобус пропил - Алексей Иванов. Лиричная, алогичная, проникнутая невыразимой печалью книга. И стиль…
«…Яркий солнечный полдень рассыпался по Речникам. Мелкая молодая листва на деревьях просвечивала, пенилась на ветру и плескалась под балконом. Служкин на балконе курил. Справа от него на банкетке стояла дочка и ждала золотую машину. Слева от него на перилах сидел кот. Прямо перед ним уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества».
28. Клин - Андрей Буторин. Главный герой больно любит поразмышлять на тему «полный я идиот или так, половинчатый?». Бодренький боевичок с путешествиями во времени, попытками заткнуть круглые дыры квадратным обоснуем, и не слишком явным подыгрыванием автора своим героям. Свежа идея (для этой серии уж точно, не скажу за фантастику вообще) закинуть типичного советского человека в мир победившего капитализма.
И цитата, не из романа, но довольно точно отражающая его реалии: «Если что-то не так, то в этом виноваты бандиты из “Свободы”!»
29. Полет Кондора - Владимир Лещенко. Понравилась, но не вся книга. Последние страницы наполнены глубокомысленными философствованиями, которые, имхо, лишние; ну и ритм повествования изменился (да, это сочетается!) – словно автор торопился книгу закончить. В целом – хорошо.
30. Право на жизнь - Андрей Альтанов. Сразу видно, что автор увлекается вселенной и поиграл как минимум в пару модов. Потому что фишечки из них мелькают в тексте. Несмотря на это – не понравилось. Главный герой не вызывал симпатии и в начале, а уж ближе к концу… мда, не люблю я так разочаровываться в людях. Даже в ненастоящих. Да и Зона такая… игровая, в плохом смысле – горы оружия (зачем вообще покупать что-то, если за пару часов пути группа разжилась десятком стволов?), кучи трупов, но при этом никак не обьяснено, откуда они взялись. «Война группировок», показанная в книге, лишена смысла. Ну и «Долг» и военные, представленные инфернальным злом… И смеялась я явно над теми моментами, где автор был предельно серьёзен. Вот идея с двойниками – это стоящая вещь, да. Никак не могу забыть ту теорию про «дублей», которая вроде как должна была быть проиллюстрирована парой-тройкой кат-сцен в ЧН, но – не судьба. Короче говоря – или мы с автором не на одной волне, или я просто излишне пристрастна. Попробую как-нибудь почитать другие его книги, тогда и составлю окончательное мнение.
31. Мышеловка - Виктор Глумов. Отличные (незатертые!) сравнения, приятные герои, неплохая детективная линия. Оригинальная интерпретация первоисточника прилагается. Остался неясным, правда, один момент в эпилоге… Ну, буду считать, что Ольге пригрезилось. «Dum spiro, spero», ага.
))
32. Конь бледный - Андрей Чернецов, Валентин Леженда. Книга вызывает смешанные чувства. С одной стороны – моё! стихотворение (эх, надо было всё-таки изменить те две строчки)! в изданной! книге! – это вроде как событие (несмотря на то, что разрешения на размещение никто не спросил), но с другой – неприятное очень послевкусие осталось после прочтения. Нет, меня не оттолкнули обилие библейских цитат (на что многие жаловались), пассажи про «слезу ребенка» и упорно продвигаемый авторами тезис «…Если кто-то всерьез начинает разбираться в себе и в окружающем мире, то он неизбежно приходит к религиозным ценностям, которые тянут за собой ценности морально-этические». Просто проблемы выглядят надуманными, препятствия - легко преодолимыми, а за витиеватыми речевыми конструкциями скрывается пустота. Зачем, спрашивается, было вводить бюрера с даром предвиденья? А видение в храме – блин, да если девочка настолько могущественный телепат, она могла показать, где находится, еще в начале (на худой конец в середине) книги! Мотивы предательства одного героя не показаны вообще (у меня стали вот такие О_о глаза, когда прозвучал тот выстрел в восемнадцатой главе), на другого попытались навешать всех собак, но тоже – не слишком удачно показано это было. Не верю. Ну и злоупотребление восклицательными знаками.
33. Далёкие часы - Кейт Мортон. Все-таки книги Мортон – это нечто особенное. Не столько из-за атмосферности (которая завораживает благодаря своей… настоящести? Не хватает слов, чтобы описать это чувство, когда ты как в детстве - внутри книги, путешествуешь вместе с героями, живешь в их мире, - и выныриваешь на поверхность-реальность лишь изредка), но и из-за умения мастерски закрутить интригу – да так, что до последних страниц гадаешь: кто? зачем? как? И раз за разом книги Мортон трогают сердце. Очарование несколько старомодного слога, невесомый флёр загадочности, паутина слов – легкая и светлая, но скрывающая за собой нечто тёмное и тяжелое… Две смерти, между которыми – тридцать лет, две тайны, которые скрыты до поры, два письма, которые не должны были попасть в руки своих адресатов. И целая жизнь – три жизни, сплетенные воединое, - полные страха, безумия, надежд, и верности – той, которая «до конца». Немного напоминает «Мы живём в замке» (интересно, не вдохновлялась ли автор образом Маркисы, когда создавала Юнипер?)
34. Нецензурное убийство - Марчин Вроньский. Образ провинциальной Польши тридцатых (не самый мой любимый временной период) обрисован ярко (не могу судить, насколько достоверно), главный герой весьма стериотипен, но суров и справедлив, как и положено при его профессии. Детективная составляющая на уровне. Названия улиц и переулочков, речек и мостов очаровывают. Всё-таки польский - красивый и певучий язык.
35. Детская психология – Римма Ефимкина. Поскольку это всего-навсего методические указания, то обьем у брошюры небольшой. Да и информации она даёт немного (и большая часть – общеизвестна). Зато в конце есть неплохой список литературы, я взяла на заметку пару-тройку книг, которые непременно надо прочесть.
36. Семь чудес к воскресенью - Андрэ Нортон. Простенькая (если и есть глубокий подтекст, то я его не разглядела), но трогательная сказка. Для младшего школьного возраста – самое то. Понравилось.
37. Типа смотри короче - Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Забавная, лёгкая и удивительно жизненная книжка (узнала в некоторых героех одноклассников сестры – прямо как с них списан седьмой «А»).
38. Два брата - Бен Элтон. Никогда не рекомендую книги, потому что вкусы у всех разные но… Эту бы порекомендовала. Всем. Спойлер!Я до последнего надеялась, что выжила Зильке, а не Дагмар.
39. Мир обретенный - Нил Шустерман. Достойное завершение трилогии, что и говорить. Все точки расставлены, все сюжетные линии сведены воедино, все герои получили… нет, не то, к чему стремились. Финал довольно неожиданный (они встретятся! Обязательно встретятся!), новые подробности о жизни после жизни поражают воображение (Шустерман как обычно берет незаезженную тему и развивает по максимуму). С самого начала мне больше нравилась Алли (Шустерману женские образы удаются даже лучше мужских), потом стал симпатичен и Ник (ну тут неудивительно, почему. Ник очень повзрослел. Нет, не физически, разумеется). Радует, что «назад» вернулся именно тот, кто этого хотел с самого «пробуждения». Ну а Мэри… Каждый сам выбирает свою судьбу. У неё был шанс (да что там, уйма шансов) поступить иначе.
40. Эвкалипт - Бейл Мюррей. См. № 12.
41-6041. Амстердам - Иэн Макьюэн. Почему-то лучшие книги попадаются именно тогда, когда в жизни не всё гладко. Этакая компенсация от мироздания, наверное.
Качество перевода отмечу особо. Это не книга – дивная мелодия. Та самая «Симфония тысячелетия».
42. Пока я жива - Дженни Даунхэм. Когда-нибудь я перестану читать книги о смертельно больных людях. Или по крайней мере больше не буду плакать в финале… Или нет. Не говорю «понравилось». Но точно «пробрало».
43. Охота на василиска - Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Собственно, один из тест-чителей уже всё сказал. Цитата: «Хорошо, что первая книга на эту страшную тему написана детскими писателями». Потому что тема-то и впрямь страшная. Сейчас, конечно, не девяностые (КАКОЙ же размах приняла тогда наркомания!), и даже не нулевые, но… «— Наркотики — они все в специальном реестре. Если вещество психоактивное, но в перечне наркотиков его нет, то все, это не наркотик.
— Ну так внесите спайс в этот список! Что, трудно?
— Нет такого вещества — спайс, — по голосу Ковригина было понятно, что он злится, но сдерживается. — Это каждый раз новое соединение! Мы его фиксируем, вносим в перечень, а они уже другим торгуют!»
… Помню. Даже слишком хорошо. Что ни день – на лавочке перед подъездом очередное ухлестанное тело. Что ни месяц – скорая у подъезда. Передоз. Обычно откачивали – богатая практика была у врачей по этой части.
Теперь вот спайсы.
44. Ты изменил мою жизнь - Абдель Селлу. «У меня два отца, две матери, черный двойник на киноэкране, жена, двое сыновей и дочь. У меня всегда были дружбаны, кореша, приятели, сообщники, подельники. Месье Поццо – просто друг. Первый. И единственный». Не знаю, насколько правдивая, но, несомненно, очень искренняя книга. О разных мирах. И о людях, при виде которых прохожие обычно отводят глаза.
45. Oh, Boy! - Мари-Од Мюрай. Хулиганистая, остроумная, что называется «с перчинкой» книга о семье, о том, какие обязательства она накладывает, и какую радость (зачастую связанную с этими самыми обязательствами) дарит. Ну и тема усыновления детей однополыми парами (актуальная донельзя не только в толерантной Франции) поднимается.
46. Фунты Лиха в Париже и Лондоне - Джордж Оруэлл. Немного напомнило «Люди бездны» Лондона. Пусть тридцать лет разделяют две книги, но заметно, что мало что изменилось в положении людей, оказавшихся «на дне». Стиль… Ну, это же Оруэлл. )) От первой до последней страницы выверен не только каждый абзац, каждое слово, кажется, именно там, где и положено ему находиться (и тут надо отдать должное переводчику).
47. Происхождение семьи, частной собственности и государства - Фридрих Энгельс. Несмотря на нападки Энгельса на учёных, чьи работы по схожим и смежным исследуемой областям он цитирует, неплохо. Категоричность («Под предлогом избавления производителей от труда и риска, связанных с обменом, расширения сбыта их продуктов вплоть до самых отдаленных рынков и создания тем самым якобы наиболее полезного класса населения образуется класс паразитов, класс настоящих общественных тунеядцев, который в вознаграждение за свои в действительности весьма незначительные услуги снимает сливки как с отечественного, так и с иностранного производства, быстро приобретает громадные богатства и соответствующее им влияние в обществе и именно поэтому в период цивилизации захватывает все более почетное положение и все более подчиняет себе производство, пока, наконец, сам не создает свой собственный продукт — периодические торговые кризисы».) вот не радует. В целом – этакий расширенный курс древней истории, написанный пристрастным, но не лишенным чувства юмора автором.
48. Группа Тревиля - Владимир Березин. Странная книга. Я её начинала читать года три назад, но бросила главе на четвёртой. Потому что мне нужна была книга про Зону, а не помесь учебника математики, сборника цитат и философского трактата, увенчанное – как вишенкой на торте, - вяло развивающейся интригой. Теперь я «Группу» всё-таки прочла, и мне – на удивление! – даже понравилось. Герои подчёркнуто вежливы и интеллигентны до мозга костей (так и представляется, что даже ханку чай пьют они, элегантно оттопырив мизинчики). Типичная цитата: «Пятый шаг — это прикосновение к так называемой М-теории. Она появилась на руинах множества других идей в рамках теории суперструн.
Причём на каждой стадии продвижения вперёд наука напоминала спор в меняльной лавке — за снятие каких-то противоречий приходилось платить введением дополнительных элементов конструкции.
Всё это происходило на очень высоком математическом уровне, потому что чисто физического эксперимента никто произвести не мог, так как воображаемые струны были размера 10-35 метра, то есть у человечества нет приборов для непосредственного измерения таких объектов. Да и они оказались не какими-то одинаковыми струнами, а предметами совершенно разной конфигурации — например, дрожащими мембранами». По настроению (пресловутой «атмосферности») и стилю напоминает «Остальное – судьба». Но читается куда тяжелее. Не в последнюю очередь – именно из-за диалогов, растянутых на целые главы, посвященных какой-то отвлечённой теме. Политике. Или вот теории струн.
49. Кризисные состояния - Л.Н. Юрьева. Пожалуй, самыми интересными были три главы: посвящённая реакциям людей на техногенные катастрофы, освещающая основные аспекты танатологии, и исследующая причины суицидов. Удивили данные по эвтаназии - если столько отечественных специалистов высказываются «за», то почему среди обывателей (ну, насколько могу судить, статистических исследований не проводила) такое резко отрицательное отношение к ней? Понравилась монография, в общем-то (и порадовали отсылки к историческим реалиям).
50. Цепь судьбы - Роман Куликов. Единственная героиня-женщина – заводная кукла, которая послушно шагает туда, куда автору нужно двигать сюжет. Реплики у неё настолько… усреднённые? что кажется: никакого характера и в помине нет. Герои-мужчины вышли убедительными (в рамках серии, разумеется, никоим образом не претендующей на ювелирную точность в проработке персонажей). Не очень удачно – чистое имхо, разумеется, - автор протянул мостик между двумя (тремя, если считать «Штыка») книгами. Так, Бриг в «Цепи» не имеет ничего общего (даже имени!) с Бригом из «Связанных Зоной», а между тем подразумевается, что это – один и тот же человек. И… подозреваемый – вроде-бы-мутант-или-нет-неясно - в «Долге»? Серьёзно? В «Патруле» этому имеется внятное обьяснение, а тут… Какой-то ООС Сувенира. Не, может он пересмотрел взгляды, но что-то незаметно, что гибкость мышления – это про него. Впрочем, основная идея понравилась (и сама по себе и то, как её раскрыл автор). И что-то мне подсказывает – «… шансов выжить не было» - это не совсем отражает действительность. Даёт автор намёк – не всё так однозначно, как кажется.
51. Полведра студёной крови - Артём Мичурин. Главный герой – сволочь («… не будь таким занудным мудаком. Лучше оставайся привычной бесчеловечной мразью»). Второстепенные герои – сволочи. Изображённый автором мир – сволочной. Мораль… Ну, понятно. Каннибализм, секс с несовершеннолетними, пытки, убийства, зашкаливающая ксенофобия подаются как нечто обыденное. Но финал… Мне почудилась параллель с популярной лет пятнадцать назад книгой, обыгранная весьма… нестандартно? Тем, кто предпочитает «светлую» постапокалиптику а-ля Цормудян, читать не рекомендуется. Культурный шок обеспечен. И кстати, о «вероятности невероятных совпадений» - обратила внимание на книгу, выцепила взглядом, потому, что название перекликалось с недавно написанным драбблом. Правда книга пожёстче будет. Намного. И трудно сразу поймать нить сюжета, если не знакома с предыдущими частями.
52. В петле - Ежи Тумановский. Всё-таки дилогия «Легенды» у автора – самая неудачная (и даже работа в соавторстве не спасает «Запасной путь»). Обилие заместительных, довольно небрежная вычитка, откровенно скучная первая половина книги… Вторая, правда, вышла, получше – подинамичней, что ли. *отвлечённо. У Тумановского книги напоминают лихо закрученную, а потом ещё и перепутанную спираль Бруно. И ты, как та мышка, плачешь, колешься, но продолжаешь продираться сквозь колючки.* Сюжетные линии сведены аккуратно, но эпилог оставляет вопросов больше, чем ответов. Что это был за устрашающий полёт? Куда делся Ломакин, неужто на атомы рассыпался? Удалось ли Версоцкому и Ко изменить историю?
Не знаю как другие читатели, а я готова закрыть глаза на большую часть ляпов только ради Кудыкина. Ну настоящий полковник. ))) Остальные герои – как-то «мимо». Не то, что совсем не цепляют, просто… Неинтересные они, вот. Потому что практически статичные (где неуклонное развитие характеров, духовный рост или глубочайшее моральное падение?) Долго пыталась понять, что же это мне напоминает – нацисты, бронепоезд, Зона, герой по имени Костя, затем вспомнила:
«На бронепоезде Немцы несутся.
Ржавые рельсы скрипят и трясутся.
Нет, не сценарий крутого кинА -
Просто про сталкеров книжка одна…» Не про эту книгу было сказано, ну да ладно.
53. Самая плохая ведьма - Джилл Мерфи. Жаль, что эта книга не попала мне в руки лет пятнадцать назад. Тогда бы я наверняка оценила её по достоинству. Сейчас же… слишком наивно. В самый раз для начальной школы. )))
54. Хризантема - Джоан Ито Барк. Очень «осязаемая» книга. Звуки, запахи, текстура предметов – вот это вот всё. Япония изображена именно такой, какой она, должно быть, кажется иностранцу – загадочной. Менталитет японцев… ну, скажем так, некоторые вещи, о которых вроде что-то слышала краем уха, но не вникала в детали, откровенно шокировали. Герои обычные, но этим и подкупают. Очень понравилось.
55. Аут - Нацуо Кирино. «Современный японский вариант «Преступления и наказания» - это всё-таки слишком смело. Но психологический триллер и в самом деле великолепный. Держит в напряжении до последней страницы. P. S. Вот только рабочая смена, которая длится всего пять с половиной часов… тут я грустно вздохнула, вспомнив про свой завод, и двенадцатичасовую смену. Мне бы кто за выход «в ночь» платил побольше.
56. Чернобыльская молитва (хроника будущего) - Светлана Алексиевич. Стоило бы сказать, что книга меня потрясла, но… Нет. Потому что когда интересуешься такой неоднозначной темой довольно долго, мало что может шокировать. Или оказаться откровением. Однако тут за каждой (и это не преувеличение!) строчкой – судьбы и лица. И пропускать через себя такие книги равнодушно может только… Ну, не я, в общем. Эмоционально меня встряхнуло. До печёнок пробрало.
57. Дом призрачных лиц - Хелен Грей Вестон. Слишком предсказуемо, увы – кто убийца, понятно если и не на двадцатой странице, то на пятидесятой точно. И героиня… Она тоже «слишком» - умная, красивая, добрая, понимающая.
58. Как на самом деле любить детей - Росс Кэмпбелл. Очень не понравилось, что автор активно продвигает мысль, что краеугольный камень жизни – это вера в бога. В остальном – неплохо. Никаких откровений (о несоответствующей любви сейчас пишут все, кому не лень, а её примеры любой может наблюдать ежедневно; важность тактильного контакта, взгляда «глаза в глаза», и неустанного внимания к ребёнку тоже вполне очевидна), но в целом есть интересная информация. Глава о детях с отклонениями меня разочаровала. Разумеется, нельзя обьять необьятное, нарушений (как физических, так и психических) – великое множество, и рассказать обо всём в рамках главы невозможно, однако хотелось бы, чтобы тема была раскрыта полнее. Ну и качество перевода не на высоте – престранные словосочетания встречаются в тексте.
59. Сонеты (в переводе Маршака) - Вильям Шекспир. Люблю Шекспира. Причём именно в этом переводе (он привычнее, наверное). Всё-таки Шекспир воспевает любовь исключительно просто и безыскусно, но вместе с тем – невероятно трогательно и чувственно.
60. Кровавый остров - Рик Янси. Первая книга была страшилкой – отличной, не спорю, но не претендующей на что-то большее. Вторая книга оказалась глубже, серьёзней, да и повествование, сосредоточено было скорее на людях, чем на монстрах. Третья книга… Она о взрослении. О переоценке ценностей. О верности. О жизни. О смерти. Книга-загадка, книга-кривое зеркало. «… Нет никакого чудовища, сказал Джон Кернс. Только люди».
2. Прах и тень - Линдси Фэй. Одна из десятков (сотен?) историй о Шерлоке Холмсе. Приятный детектив, позволяющий скоротать пару свободных часов.
3. Маленький незнакомец - Сара Уотерс. Бытовуха – это на первый взгляд. Мистика – на второй. «Срез» эпохи, трагедия отдельно взятого человека, беды и радости целой семьи – тривиально? Нет, ни капли.
Очень понравилось. Почему-то книги Уотерс поначалу идут тяжело, но с каждой прочитанной страницей – всё легче и легче.
4. Спираль - Андрей Лазарчук. Автор очень хотел написать трисам, но цензура была против. Но он все равно написал. Зоны нет вообще. Она упоминается, однако… Именно что упоминается.
5. Дети дупликатора - Владимир Васильев. Герои невыразительные (за исключением главных – у тех характер просматривается), боёвка средняя (и тот эпизод у бункера неубедительный!), концовка разочаровывает – стоило ли бежать от судьбы столь долго, чтобы в итоге прийти к такому?
Первая книга была много лучше (или так казалось из-за новизны идеи?)
6. Хранительница тайн - Кейт Мортон. И опять – сквозь призму восприятия много пожившей главной героини читатели видят не только ее жизнь, но и жизнь ее старшей родственницы (в данном случае – матери) – у Мортон этот приём встречается, кажется, в каждой книге. Пишет она просто, но цепляющее, а тайны раскрывает постепенно, подогревая читателя переворачивать страницы. Отличный роман для долгих зимних вечеров.
7. Садовые чары - Сара Эдисон Аллен. Женский роман, первые полсотни страниц удачно маскирующийся под городкое фэнтези. Полный наборник клише: тиран-муж, загадочный сосед, а в конце – свадьбы (дети-подарки прилагаются). Несколько скрашивают однообразность повествования причудливые рецепты, но «один из самых ярких и волшебных романов последних лет» - бесстыдное преувеличение.
8. Ласточки - Лиа. А. Флеминг. Роман не потерял своего очарования, даже несмотря на диалоги, словно взятые из мексиканских сериалов девяностых – ах, эта патетика, бури в стакане воды, и непременный хэппи-энд для правильных героев! Образ Англии пятидесятых годов прошлого века воссоздан не со скурпулезной точностью, но с большим вниманием к деталям.
9. Фонарщик - Энтони О'Нил. История о «дьяволе в себе», полная недомолвок, загадок и крайне любопытных теорий. Нестандартный взгляд на привычные вещи. Ближе к финалу повествование, до того текущее ровно и неспешно как река, всё ускоряет ход, и не дает ни на секунду отвлечься. Многослойная книга.
10. Американский мальчик (Загадка Эдгара По) - Эндрю Тейлор. Недосказанность (не люблю!) в финале, пара слегка натянутых гипотез в середине, но в целом – годный исторический детектив с тщательно проработанной атмосферой.
11. Падшие ангелы - Трейси Шевалье. Что мне не нравится в книгах Шевалье – так это оборванные, замершие едва ли не на полуслове истории. Вроде бы всё логично, итоги подведены, пряники розданы – но как-то грустно. Может, мне просто герои полюбились?
12. Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» - Фэнни Флэгг. Что-то в этом есть. Понравилось, но что именно – не могу внятно обьяснить.
13. Урал 2017. Эра безумия - Андрей Орлов. Редко такое говорю, но, увы – напрасно потраченное время.
14. Возвращение Сэмюэля Лейка - Дженни Вингфилд. См. № 12.
15. Два мутанта - Ежи Тумановский. Я люблю книги Тумановского. Не буду говорить про «Клыка» - это повесть поставила вверх тормашками мой мир, и, образно говоря, ударила по голове, заставив задуматься над тем, зачем я вообще существую (мне было семнадцать, когда я перечитала повесть в первый раз, самый восприимчивый возраст).
В общем-то неплохо. Мне нравится «Долг» Тумановского – такой… с перегибами. Ну и то, что в каждой книге у Тумановского есть интересные фишки, которые зачастую достаточно очевидны, но встроить в текст (и органично встроить, между прочим) по «Сталкеру» их раньше никто не догадался. Штык мне как-то не особо близок – он не ходульный, нет, однако достаточно понятный и предсказуемый. Ефим вот приглянулся. Приятный человек. Генералы раскрылись с неожиданной стороны. Ну и Феникс – сволочь, к которой и повернуться спиной боязно, и во врагах его лучше не иметь.
До конца была уверена, что с Палёным разделаются особо изощренным способом, но автор вывернул всё наизнанку (где-то я это уже говорила, да?). Вот Серого так и не смогла пожалеть. Не знаю, почему – вроде бы там и обстоятельства способствовали, но… Нет. Не вышло ему сочувствовать.
Подвиг оставшегося безымянным снайпера поразил. Ну и интрига закручена, а в фальшивых «Ефимах» я едва не запуталась.
16. Темное разделение - Сара Рейн. Много допущений, однако в детективе без них не обойтись. Зато от крутых поворотов сюжета захватывает дух.
17. Ленка-пенка - Сергей Арсеньев. Последние десять страниц я не могла дочитать, наверное, с час. Ревмя ревела. Просто и страшно - о жизни в блокадном Ленинграде. И немного – о том, что было после. Потому что после – оно всегда наступает. Пусть и не для всех.
18. Москва сталкеров - Ольга Чередниченко, Артур Шигапов. Три книги в одной. Больше всего понравился путеводитель – интересно рассказано о скучном, да приправлено юмором и пересыпано легендами – перемешать, не взбалтывать.
19. Живая сила. Дневник ликвидатора - Сергей Мирный. Тот случай, когда название отражает суть, и одновременно столь многогранно, что в это понятие каждый волен вкладывать свой особый смысл.
Эта книга… Не знаю, как оценить её (и стоит ли вообще это делать?) И сужу со своей обывательской точки зрения, позиции человека, для которого чернобыльская авария - скорее историческое событие, чем что-то реальное и неотвратимо близкое. Побольше бы таких книг (и поменьше – трагедий). Замалчивать, умалять значение случившегося, равно как и преувеличивать – нельзя. Правда нужна, да. Ну и что, что у каждого она своя?
20. Ещё один человек - Алексей Штейн. Главного героя первые полкниги хотелось то пришибить лопатой, то бросить на съедение собакам-зомбакам. Но потом произошло удивительное: всё наносное незаметно смылось и из-под маски чёткого пацанчика проглянул неплохой человек. Да что там – хороший.
Когда герои чуть-чуть разминулись (да и едва не перестреляли друг друга) – готова была локти кусать, потому что ну как же вот так, разъедутся и всё?! Но концовка воздала сторицей за все волнения (и героев, и меня-читателя).
21-4021. Наши все дома! - Макс Петров.
22. Мы - будем жить! - Макс Петров. Если не считать предложений вроде «…обойтись коробом из стального листа, но не просто навешанных на каркас и друг на друга листов, как мы динозавров лепили, а пространственной "коробочкой", образующей жёсткий профиль с углами-рёбрами и крепежом для сочленения его с обшивкой - сталью и алюминием через прослойку резины», которые мне приходилось перечитывать по два раза, чтобы понять, то вполне на уровне – для литературы такого рода точно. Автор, конечно, не изобретает велосипед (достаточно однообразна «мародёрка» героев на фоне зомбоапокалипсиса, хотя идея с «крылом» интересна), зато вся техническая абракадабра выглядит внушительно. Жизнеутверждающие книги вышли, хотя автор и считерил – никто из главных и второстепенных героев не умер. Ну на это как бы названия намекают. )))
23. Теперь ты меня видишь - Шэрон Болтон. Не слишком напряженный, не самый непредсказуемый, но довольно жестокий (графическое насилие уровня энце в кадре) детектив. Впрочем, главная интрига – личность «Потрошителя двадцать первого века» сохраняется почти до конца.
24. Вглядись в его лицо - Лиза Скоттолини. Сюжет отдает даже не голливудщиной, а болливудщиной. Счастливый конец – приторные блинчики, политые кленовым сиропом, – присутствует.
25. Остальное – судьба - Михаил Успенский. Сначала не слишком понравилось: и сюжет-то мудрёно-кручёный (в том смысле, что не поймешь толком, кто и чего), и Зоны почти не видно (и странная она – один «Сталкербанк» чего стоит), да и вообще – кто главный герой-то? Где штампики, штампы и штампищи (которые читатели и любят и ненавидят, и без которых осмеливаются писать немногие авторы)? Но потом… Положительно прекрасно. Или это мне просто в настроение книга попала?
Цитата: «…Опус мой забудут на следующий день. Против лома нет приёма: в одно ухо влетает, в другое вылетает. Но я всё-таки буду писать об этом, об этих простых вещах. Снова и снова. О чести, о совести, о милосердии».
И пишет ведь! Душевно так, без морализаторства – каждый вправе выводы самостоятельно делать, никто готовые ответы на блюде с голубой каёмочкой не принесёт.
«... Стал человеком — везенье,
А всё остальное — судьба…»
И книга, в общем-то, именно про то, как быть человеком.
P. S. Того, кто писал аннотацию – на мыло!
26. Живые и взрослые - Сергей Кузнецов. Люблю книги про загробный мир. И книги про подростков. Ну а когда это, что называется, в одном флаконе – то вообще замечательно. Поднимаются в книге совсем недетские проблемы, а многое способен понять только взрослый человек (кое-что осталось неясным и для меня, всё же я – не ровесница автора), а финал очень неоднозначный. Потому что выбор, который только предстоить сделать героям… Ну как выбрать-то, если и там, и там, свои плюсы и минусы?
И верится, что герои всё-таки пойдут по правильной дороге. Потому что они уже (ещё?) живые, а совсем скоро станут и взрослыми.
27. Географ глобус пропил - Алексей Иванов. Лиричная, алогичная, проникнутая невыразимой печалью книга. И стиль…
«…Яркий солнечный полдень рассыпался по Речникам. Мелкая молодая листва на деревьях просвечивала, пенилась на ветру и плескалась под балконом. Служкин на балконе курил. Справа от него на банкетке стояла дочка и ждала золотую машину. Слева от него на перилах сидел кот. Прямо перед ним уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества».
28. Клин - Андрей Буторин. Главный герой больно любит поразмышлять на тему «полный я идиот или так, половинчатый?». Бодренький боевичок с путешествиями во времени, попытками заткнуть круглые дыры квадратным обоснуем, и не слишком явным подыгрыванием автора своим героям. Свежа идея (для этой серии уж точно, не скажу за фантастику вообще) закинуть типичного советского человека в мир победившего капитализма.
И цитата, не из романа, но довольно точно отражающая его реалии: «Если что-то не так, то в этом виноваты бандиты из “Свободы”!»
29. Полет Кондора - Владимир Лещенко. Понравилась, но не вся книга. Последние страницы наполнены глубокомысленными философствованиями, которые, имхо, лишние; ну и ритм повествования изменился (да, это сочетается!) – словно автор торопился книгу закончить. В целом – хорошо.
30. Право на жизнь - Андрей Альтанов. Сразу видно, что автор увлекается вселенной и поиграл как минимум в пару модов. Потому что фишечки из них мелькают в тексте. Несмотря на это – не понравилось. Главный герой не вызывал симпатии и в начале, а уж ближе к концу… мда, не люблю я так разочаровываться в людях. Даже в ненастоящих. Да и Зона такая… игровая, в плохом смысле – горы оружия (зачем вообще покупать что-то, если за пару часов пути группа разжилась десятком стволов?), кучи трупов, но при этом никак не обьяснено, откуда они взялись. «Война группировок», показанная в книге, лишена смысла. Ну и «Долг» и военные, представленные инфернальным злом… И смеялась я явно над теми моментами, где автор был предельно серьёзен. Вот идея с двойниками – это стоящая вещь, да. Никак не могу забыть ту теорию про «дублей», которая вроде как должна была быть проиллюстрирована парой-тройкой кат-сцен в ЧН, но – не судьба. Короче говоря – или мы с автором не на одной волне, или я просто излишне пристрастна. Попробую как-нибудь почитать другие его книги, тогда и составлю окончательное мнение.
31. Мышеловка - Виктор Глумов. Отличные (незатертые!) сравнения, приятные герои, неплохая детективная линия. Оригинальная интерпретация первоисточника прилагается. Остался неясным, правда, один момент в эпилоге… Ну, буду считать, что Ольге пригрезилось. «Dum spiro, spero», ага.

32. Конь бледный - Андрей Чернецов, Валентин Леженда. Книга вызывает смешанные чувства. С одной стороны – моё! стихотворение (эх, надо было всё-таки изменить те две строчки)! в изданной! книге! – это вроде как событие (несмотря на то, что разрешения на размещение никто не спросил), но с другой – неприятное очень послевкусие осталось после прочтения. Нет, меня не оттолкнули обилие библейских цитат (на что многие жаловались), пассажи про «слезу ребенка» и упорно продвигаемый авторами тезис «…Если кто-то всерьез начинает разбираться в себе и в окружающем мире, то он неизбежно приходит к религиозным ценностям, которые тянут за собой ценности морально-этические». Просто проблемы выглядят надуманными, препятствия - легко преодолимыми, а за витиеватыми речевыми конструкциями скрывается пустота. Зачем, спрашивается, было вводить бюрера с даром предвиденья? А видение в храме – блин, да если девочка настолько могущественный телепат, она могла показать, где находится, еще в начале (на худой конец в середине) книги! Мотивы предательства одного героя не показаны вообще (у меня стали вот такие О_о глаза, когда прозвучал тот выстрел в восемнадцатой главе), на другого попытались навешать всех собак, но тоже – не слишком удачно показано это было. Не верю. Ну и злоупотребление восклицательными знаками.
33. Далёкие часы - Кейт Мортон. Все-таки книги Мортон – это нечто особенное. Не столько из-за атмосферности (которая завораживает благодаря своей… настоящести? Не хватает слов, чтобы описать это чувство, когда ты как в детстве - внутри книги, путешествуешь вместе с героями, живешь в их мире, - и выныриваешь на поверхность-реальность лишь изредка), но и из-за умения мастерски закрутить интригу – да так, что до последних страниц гадаешь: кто? зачем? как? И раз за разом книги Мортон трогают сердце. Очарование несколько старомодного слога, невесомый флёр загадочности, паутина слов – легкая и светлая, но скрывающая за собой нечто тёмное и тяжелое… Две смерти, между которыми – тридцать лет, две тайны, которые скрыты до поры, два письма, которые не должны были попасть в руки своих адресатов. И целая жизнь – три жизни, сплетенные воединое, - полные страха, безумия, надежд, и верности – той, которая «до конца». Немного напоминает «Мы живём в замке» (интересно, не вдохновлялась ли автор образом Маркисы, когда создавала Юнипер?)
34. Нецензурное убийство - Марчин Вроньский. Образ провинциальной Польши тридцатых (не самый мой любимый временной период) обрисован ярко (не могу судить, насколько достоверно), главный герой весьма стериотипен, но суров и справедлив, как и положено при его профессии. Детективная составляющая на уровне. Названия улиц и переулочков, речек и мостов очаровывают. Всё-таки польский - красивый и певучий язык.
35. Детская психология – Римма Ефимкина. Поскольку это всего-навсего методические указания, то обьем у брошюры небольшой. Да и информации она даёт немного (и большая часть – общеизвестна). Зато в конце есть неплохой список литературы, я взяла на заметку пару-тройку книг, которые непременно надо прочесть.
36. Семь чудес к воскресенью - Андрэ Нортон. Простенькая (если и есть глубокий подтекст, то я его не разглядела), но трогательная сказка. Для младшего школьного возраста – самое то. Понравилось.
37. Типа смотри короче - Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Забавная, лёгкая и удивительно жизненная книжка (узнала в некоторых героех одноклассников сестры – прямо как с них списан седьмой «А»).
38. Два брата - Бен Элтон. Никогда не рекомендую книги, потому что вкусы у всех разные но… Эту бы порекомендовала. Всем. Спойлер!Я до последнего надеялась, что выжила Зильке, а не Дагмар.
39. Мир обретенный - Нил Шустерман. Достойное завершение трилогии, что и говорить. Все точки расставлены, все сюжетные линии сведены воедино, все герои получили… нет, не то, к чему стремились. Финал довольно неожиданный (они встретятся! Обязательно встретятся!), новые подробности о жизни после жизни поражают воображение (Шустерман как обычно берет незаезженную тему и развивает по максимуму). С самого начала мне больше нравилась Алли (Шустерману женские образы удаются даже лучше мужских), потом стал симпатичен и Ник (ну тут неудивительно, почему. Ник очень повзрослел. Нет, не физически, разумеется). Радует, что «назад» вернулся именно тот, кто этого хотел с самого «пробуждения». Ну а Мэри… Каждый сам выбирает свою судьбу. У неё был шанс (да что там, уйма шансов) поступить иначе.
40. Эвкалипт - Бейл Мюррей. См. № 12.
41-6041. Амстердам - Иэн Макьюэн. Почему-то лучшие книги попадаются именно тогда, когда в жизни не всё гладко. Этакая компенсация от мироздания, наверное.

42. Пока я жива - Дженни Даунхэм. Когда-нибудь я перестану читать книги о смертельно больных людях. Или по крайней мере больше не буду плакать в финале… Или нет. Не говорю «понравилось». Но точно «пробрало».
43. Охота на василиска - Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Собственно, один из тест-чителей уже всё сказал. Цитата: «Хорошо, что первая книга на эту страшную тему написана детскими писателями». Потому что тема-то и впрямь страшная. Сейчас, конечно, не девяностые (КАКОЙ же размах приняла тогда наркомания!), и даже не нулевые, но… «— Наркотики — они все в специальном реестре. Если вещество психоактивное, но в перечне наркотиков его нет, то все, это не наркотик.
— Ну так внесите спайс в этот список! Что, трудно?
— Нет такого вещества — спайс, — по голосу Ковригина было понятно, что он злится, но сдерживается. — Это каждый раз новое соединение! Мы его фиксируем, вносим в перечень, а они уже другим торгуют!»
… Помню. Даже слишком хорошо. Что ни день – на лавочке перед подъездом очередное ухлестанное тело. Что ни месяц – скорая у подъезда. Передоз. Обычно откачивали – богатая практика была у врачей по этой части.
Теперь вот спайсы.
44. Ты изменил мою жизнь - Абдель Селлу. «У меня два отца, две матери, черный двойник на киноэкране, жена, двое сыновей и дочь. У меня всегда были дружбаны, кореша, приятели, сообщники, подельники. Месье Поццо – просто друг. Первый. И единственный». Не знаю, насколько правдивая, но, несомненно, очень искренняя книга. О разных мирах. И о людях, при виде которых прохожие обычно отводят глаза.
45. Oh, Boy! - Мари-Од Мюрай. Хулиганистая, остроумная, что называется «с перчинкой» книга о семье, о том, какие обязательства она накладывает, и какую радость (зачастую связанную с этими самыми обязательствами) дарит. Ну и тема усыновления детей однополыми парами (актуальная донельзя не только в толерантной Франции) поднимается.
46. Фунты Лиха в Париже и Лондоне - Джордж Оруэлл. Немного напомнило «Люди бездны» Лондона. Пусть тридцать лет разделяют две книги, но заметно, что мало что изменилось в положении людей, оказавшихся «на дне». Стиль… Ну, это же Оруэлл. )) От первой до последней страницы выверен не только каждый абзац, каждое слово, кажется, именно там, где и положено ему находиться (и тут надо отдать должное переводчику).
47. Происхождение семьи, частной собственности и государства - Фридрих Энгельс. Несмотря на нападки Энгельса на учёных, чьи работы по схожим и смежным исследуемой областям он цитирует, неплохо. Категоричность («Под предлогом избавления производителей от труда и риска, связанных с обменом, расширения сбыта их продуктов вплоть до самых отдаленных рынков и создания тем самым якобы наиболее полезного класса населения образуется класс паразитов, класс настоящих общественных тунеядцев, который в вознаграждение за свои в действительности весьма незначительные услуги снимает сливки как с отечественного, так и с иностранного производства, быстро приобретает громадные богатства и соответствующее им влияние в обществе и именно поэтому в период цивилизации захватывает все более почетное положение и все более подчиняет себе производство, пока, наконец, сам не создает свой собственный продукт — периодические торговые кризисы».) вот не радует. В целом – этакий расширенный курс древней истории, написанный пристрастным, но не лишенным чувства юмора автором.
48. Группа Тревиля - Владимир Березин. Странная книга. Я её начинала читать года три назад, но бросила главе на четвёртой. Потому что мне нужна была книга про Зону, а не помесь учебника математики, сборника цитат и философского трактата, увенчанное – как вишенкой на торте, - вяло развивающейся интригой. Теперь я «Группу» всё-таки прочла, и мне – на удивление! – даже понравилось. Герои подчёркнуто вежливы и интеллигентны до мозга костей (так и представляется, что даже ханку чай пьют они, элегантно оттопырив мизинчики). Типичная цитата: «Пятый шаг — это прикосновение к так называемой М-теории. Она появилась на руинах множества других идей в рамках теории суперструн.
Причём на каждой стадии продвижения вперёд наука напоминала спор в меняльной лавке — за снятие каких-то противоречий приходилось платить введением дополнительных элементов конструкции.
Всё это происходило на очень высоком математическом уровне, потому что чисто физического эксперимента никто произвести не мог, так как воображаемые струны были размера 10-35 метра, то есть у человечества нет приборов для непосредственного измерения таких объектов. Да и они оказались не какими-то одинаковыми струнами, а предметами совершенно разной конфигурации — например, дрожащими мембранами». По настроению (пресловутой «атмосферности») и стилю напоминает «Остальное – судьба». Но читается куда тяжелее. Не в последнюю очередь – именно из-за диалогов, растянутых на целые главы, посвященных какой-то отвлечённой теме. Политике. Или вот теории струн.
49. Кризисные состояния - Л.Н. Юрьева. Пожалуй, самыми интересными были три главы: посвящённая реакциям людей на техногенные катастрофы, освещающая основные аспекты танатологии, и исследующая причины суицидов. Удивили данные по эвтаназии - если столько отечественных специалистов высказываются «за», то почему среди обывателей (ну, насколько могу судить, статистических исследований не проводила) такое резко отрицательное отношение к ней? Понравилась монография, в общем-то (и порадовали отсылки к историческим реалиям).
50. Цепь судьбы - Роман Куликов. Единственная героиня-женщина – заводная кукла, которая послушно шагает туда, куда автору нужно двигать сюжет. Реплики у неё настолько… усреднённые? что кажется: никакого характера и в помине нет. Герои-мужчины вышли убедительными (в рамках серии, разумеется, никоим образом не претендующей на ювелирную точность в проработке персонажей). Не очень удачно – чистое имхо, разумеется, - автор протянул мостик между двумя (тремя, если считать «Штыка») книгами. Так, Бриг в «Цепи» не имеет ничего общего (даже имени!) с Бригом из «Связанных Зоной», а между тем подразумевается, что это – один и тот же человек. И… подозреваемый – вроде-бы-мутант-или-нет-неясно - в «Долге»? Серьёзно? В «Патруле» этому имеется внятное обьяснение, а тут… Какой-то ООС Сувенира. Не, может он пересмотрел взгляды, но что-то незаметно, что гибкость мышления – это про него. Впрочем, основная идея понравилась (и сама по себе и то, как её раскрыл автор). И что-то мне подсказывает – «… шансов выжить не было» - это не совсем отражает действительность. Даёт автор намёк – не всё так однозначно, как кажется.
51. Полведра студёной крови - Артём Мичурин. Главный герой – сволочь («… не будь таким занудным мудаком. Лучше оставайся привычной бесчеловечной мразью»). Второстепенные герои – сволочи. Изображённый автором мир – сволочной. Мораль… Ну, понятно. Каннибализм, секс с несовершеннолетними, пытки, убийства, зашкаливающая ксенофобия подаются как нечто обыденное. Но финал… Мне почудилась параллель с популярной лет пятнадцать назад книгой, обыгранная весьма… нестандартно? Тем, кто предпочитает «светлую» постапокалиптику а-ля Цормудян, читать не рекомендуется. Культурный шок обеспечен. И кстати, о «вероятности невероятных совпадений» - обратила внимание на книгу, выцепила взглядом, потому, что название перекликалось с недавно написанным драбблом. Правда книга пожёстче будет. Намного. И трудно сразу поймать нить сюжета, если не знакома с предыдущими частями.
52. В петле - Ежи Тумановский. Всё-таки дилогия «Легенды» у автора – самая неудачная (и даже работа в соавторстве не спасает «Запасной путь»). Обилие заместительных, довольно небрежная вычитка, откровенно скучная первая половина книги… Вторая, правда, вышла, получше – подинамичней, что ли. *отвлечённо. У Тумановского книги напоминают лихо закрученную, а потом ещё и перепутанную спираль Бруно. И ты, как та мышка, плачешь, колешься, но продолжаешь продираться сквозь колючки.* Сюжетные линии сведены аккуратно, но эпилог оставляет вопросов больше, чем ответов. Что это был за устрашающий полёт? Куда делся Ломакин, неужто на атомы рассыпался? Удалось ли Версоцкому и Ко изменить историю?
Не знаю как другие читатели, а я готова закрыть глаза на большую часть ляпов только ради Кудыкина. Ну настоящий полковник. ))) Остальные герои – как-то «мимо». Не то, что совсем не цепляют, просто… Неинтересные они, вот. Потому что практически статичные (где неуклонное развитие характеров, духовный рост или глубочайшее моральное падение?) Долго пыталась понять, что же это мне напоминает – нацисты, бронепоезд, Зона, герой по имени Костя, затем вспомнила:
«На бронепоезде Немцы несутся.
Ржавые рельсы скрипят и трясутся.
Нет, не сценарий крутого кинА -
Просто про сталкеров книжка одна…» Не про эту книгу было сказано, ну да ладно.
53. Самая плохая ведьма - Джилл Мерфи. Жаль, что эта книга не попала мне в руки лет пятнадцать назад. Тогда бы я наверняка оценила её по достоинству. Сейчас же… слишком наивно. В самый раз для начальной школы. )))
54. Хризантема - Джоан Ито Барк. Очень «осязаемая» книга. Звуки, запахи, текстура предметов – вот это вот всё. Япония изображена именно такой, какой она, должно быть, кажется иностранцу – загадочной. Менталитет японцев… ну, скажем так, некоторые вещи, о которых вроде что-то слышала краем уха, но не вникала в детали, откровенно шокировали. Герои обычные, но этим и подкупают. Очень понравилось.
55. Аут - Нацуо Кирино. «Современный японский вариант «Преступления и наказания» - это всё-таки слишком смело. Но психологический триллер и в самом деле великолепный. Держит в напряжении до последней страницы. P. S. Вот только рабочая смена, которая длится всего пять с половиной часов… тут я грустно вздохнула, вспомнив про свой завод, и двенадцатичасовую смену. Мне бы кто за выход «в ночь» платил побольше.
56. Чернобыльская молитва (хроника будущего) - Светлана Алексиевич. Стоило бы сказать, что книга меня потрясла, но… Нет. Потому что когда интересуешься такой неоднозначной темой довольно долго, мало что может шокировать. Или оказаться откровением. Однако тут за каждой (и это не преувеличение!) строчкой – судьбы и лица. И пропускать через себя такие книги равнодушно может только… Ну, не я, в общем. Эмоционально меня встряхнуло. До печёнок пробрало.
57. Дом призрачных лиц - Хелен Грей Вестон. Слишком предсказуемо, увы – кто убийца, понятно если и не на двадцатой странице, то на пятидесятой точно. И героиня… Она тоже «слишком» - умная, красивая, добрая, понимающая.
58. Как на самом деле любить детей - Росс Кэмпбелл. Очень не понравилось, что автор активно продвигает мысль, что краеугольный камень жизни – это вера в бога. В остальном – неплохо. Никаких откровений (о несоответствующей любви сейчас пишут все, кому не лень, а её примеры любой может наблюдать ежедневно; важность тактильного контакта, взгляда «глаза в глаза», и неустанного внимания к ребёнку тоже вполне очевидна), но в целом есть интересная информация. Глава о детях с отклонениями меня разочаровала. Разумеется, нельзя обьять необьятное, нарушений (как физических, так и психических) – великое множество, и рассказать обо всём в рамках главы невозможно, однако хотелось бы, чтобы тема была раскрыта полнее. Ну и качество перевода не на высоте – престранные словосочетания встречаются в тексте.
59. Сонеты (в переводе Маршака) - Вильям Шекспир. Люблю Шекспира. Причём именно в этом переводе (он привычнее, наверное). Всё-таки Шекспир воспевает любовь исключительно просто и безыскусно, но вместе с тем – невероятно трогательно и чувственно.
60. Кровавый остров - Рик Янси. Первая книга была страшилкой – отличной, не спорю, но не претендующей на что-то большее. Вторая книга оказалась глубже, серьёзней, да и повествование, сосредоточено было скорее на людях, чем на монстрах. Третья книга… Она о взрослении. О переоценке ценностей. О верности. О жизни. О смерти. Книга-загадка, книга-кривое зеркало. «… Нет никакого чудовища, сказал Джон Кернс. Только люди».
@темы: Книжная полка, не рецензия, а ИМХО